Стругацкие и литература

Ну, для начала - хотелось бы услышать - в чем заключается значенимость и ценность Платонова для отечественной литературы, например. На кого из советских и российских писателей оказало влияение его творчество, и в каких замечательных произведениях это нашло отражение.
 
Ну, для начала - хотелось бы услышать - в чем заключается значенимость и ценность Платонова для отечественной литературы, например. На кого из советских и российских писателей оказало влияение его творчество, и в каких замечательных произведениях это нашло отражение.
Гм. От Мамлеева до Сорокина. Разброс, вроде бы, огромный.
Не говоря уже о влиянии не платоновских "Чевенгура" и "Котлована", а более традиционных вещей в целом на русский рассказ (да хоть на тех же деревенщиков). И не только на русский, судя по замечанию Хемингуэя. Плюс поп-культура (от Летова и до всевозможных пабликов типа "Русская смерть" вконтактеге).
Ну и я сейчас же опять начну говорить всякие имена, выяснится, что ты их не знаешь, а вся советская литература это Стругацкие и какой-нибудь Пикуль.
 
Последнее редактирование:
Но вообще, справедливости ради, такой институт как "влияние писателя на литуратуру" в Совке был нивелирован. "Влияли" на официальную литературу только те, кому разрешалось. Так можно сказать, что и Набоков на нее не повлиял (а он и не повлиял, кроме как на нескольких современных проходных авторов вроде Андрея Иванова).
И в этом смысле самый клевый русский писатель это какой-нибудь Горький, т.к. 99% написанного в совке это соцреализм. А Достоевский вообще лузер, т.к. его влияние тщательно пресекалось.
А из западных писателей тогда самые значимые это Брехт и Хемингуэй, лол.
 
Просто, если раньше Граф Монте Кристо писался для взрослой аудитории, то теперь, это вполне себе аудитория подросткового и младшеподросткового возраста. Но читают его и по сей день с удовольствием. И мушкетёры - одна из любимых книг детства моего брата (мне Дюма не нравился).

Хотя, вероятно, через 400 лет Стругатские не будут попсой. С другой стороны, поди знай, что будет через 400 лет... :)
Навеяли события вчерашние.

https://www.radiosvoboda.org/a/news-ihor-korobov-hru/29614341.html
Вспомнился сразу один отрывок...
точно помнил, что есть у Дюма key word 'хромой бес'...))), но почему-то не находилось по тексту.. Возможно из-за ошибок в распознавании...
========
....'...
выезжайте за пределы Франции, отправляйтесь в Алеппо, в Каир или хотя бы Неаполь, или Рим, и вы встретите на улице стройных людей со свежим, розовым цветом лица, про которых хромой бес, столкнись вы с ним невзначай, мог бы вам сказать: "Этот господин уже три недели как отравлен и черемесяц будет хладным трупом
"..... 45FD6320-2F47-4F53-A70A-F23CED6479E0.jpeg
 
Вдруг вспомнил. Несколько лет назад быстро, на спор написАл фанфик: Выбегалло создал кадавра, неудовлетворённого сексуально...
Заглядывать в свои старые аккаунты - та ещё печаль. Упираемся рогом, упираемся - а толку? Впрочем - неважно. Gradisca!
https://lohankeen.livejournal.com/55995.html
 
Выбирая между Лемом и Стругацкими я безусловно выберу Лема. Ставить Стругацких на Олимп фантастики я бы тоже не стал. Стругацкие писали хорошую\добротную фантастику. "Олимп" же пишет отличную...
По Лему etc...:
.......Станислав Лем принимал участие в работе над сюжетом фильма "Солярис" и в конце-концов страшно разругался с Тарковским, сказал ему "вы дурак" и улетел к себе обратно в Краков. По рассказам Лема, Тарковский с ослиным упрямством не желал прислушиваться к доводам разума и продолжал снимать свою унылую муть, очень далёкую от блестящего романа.....
_____________

https://maxim-nm.livejournal.com/528946.html
....в "Пикнике на обочине" (этот роман стал основой фильма "Сталкер") они лишь вообще косвенно подразумеваются — некая высокоразвитая цивилизация зачем-то останавливалась на Земле, разбросав повсюду свой мусор — который породил Зону с её аномалиями и артефактами. После чего они улетели — скорее всего, даже не поняв, что побывали на обитаемой планете и оставив нас копаться в этом мусоре. Этакий "Пикник на обочине Вселенной".

Тарковский же в обоих случаях снял какую-то невероятно слабую, затянутую сюжетно и невыносимо скучную муть, под которую в самый раз хорошо спать днём после обеда в дождливый осенний день — там нет громкой музыки и резких звуков. Давайте будем честными — чтобы снять подобные ленты, не нужно быть интеллектуальным светочем (каким были создатели обоих романов) и даже просто талантливым режиссёром — подобную ленту снимет любой студент 3-4 курса института кинематографии.
 
Ну, в "Пикнике" никто не останавливался на Земле, она просто оказалась по пути перемещения Нечто для нас не предназначенного и "Зоны расположились вдоль плавной линии на поверхности Земли, проекции так называемого радианта Пильмана — точки, лежащей на прямой, соединяющей Землю и Денеб". Вики.
 
Совершенно разные случаи.
Лем писал изначально не для поляков вообще: останки Польши после II Мировой под властью Сталина если и интересовали его, то чисто привычно-пейзажно: всё равно ж невыездной? Его основная аудитория была (к его изумлению) в СССР, и, очень постепенно, остальная Европа. Сам процесс развития англо-американской SF был ему глубоко чужд. Так же как ему, 100% рационалисту, была чужда "фэнтази", где он категорически не отличал шедевр от макулатуры.
Тарковский решал свои собственные творческие задачи, со Стругацкими и Лемом его объединяла общая маргинальность в официозном СССР. Больше ничего общего - не было. Столько же общего, сколько с Юлианом Семёновым, сыгравшим эпизод в "Солярисе". Советский, категорически разнородный "underground" был разнороден хлеще, чем подполье "выродков" на Саракше (откуда и списано). Тарковский = православный, а до какой степени это - диагноз, даже я осознал в последние лет 10 (в т.ч. попытавшись с православной пожить)...
Стругацкие с самого начала отражали (во многом - формировали) мировоззрение "советской интеллигенции", европеизаторов евроазиатского пространства. Им удалось создать весьма убедительную утопию, которая ещё неоднократно "выстрелит". Стругацким ещё предстоит реннесанс.
Лем же окончательно - "фантаст для академиков". В каковом качестве будет медленно "продавливаться" в англо-саксонский мир, по мере его обеднения, интеллектуализации и героизации. "Золотого миллиарда" точно не будет. Вопрос в том, будет ли "стальной и непостижимый" (= для остальных по уровню знаний и технологий).
 
Подумал, что отталкивает сейчас в абс. Культ абс среди "интылигенции". Ни разу за последние лет 7 не встречал человека, который бы не сказал что то штампованное про их творчество.
Многие ищут там прям каких то глубоких откровений мистическо/философского уровня. Что то подобное можно поискать в последних книгах или граде обреченном, например. Но блин, не в хищных вещах и полдне с обитаемым островом же.
И часть вины имхо на братьях. Сейчас (через 15-20 лет после прочтения большей части их работ), у меня такое впечатление, что они таки позволяли себе дешовый популизм по типу "понятная философия" . Он умело скрыт за минимализмом стиля. Но он имхо есть. И именно в этом один из секретов их популярности. И именно по этому забулдыги монтажники гордо передают их книги друг другу со словами "такую книгу надо читать с карандашем".
Кто не знает, их перспективная система детского образования, показанная в произведениях имеет устойчивую базу фанатов (среди ынтелегенции). И у меня сложилось впечатление, что незадолго до смерти Борис начал осознавать, что игра в философию образования затянулась и ничего серьезного они не задумывали.
 
Совершенно разные случаи.
Лем писал изначально не для поляков вообще: останки Польши после II Мировой под властью Сталина если и интересовали его, то чисто привычно-пейзажно: всё равно ж невыездной? Его основная аудитория была (к его изумлению) в СССР, и, очень постепенно, остальная Европа. Сам процесс развития англо-американской SF был ему глубоко чужд. Так же как ему, 100% рационалисту, была чужда "фэнтази", где он категорически не отличал шедевр от макулатуры.
Тарковский решал свои собственные творческие задачи, со Стругацкими и Лемом его объединяла общая маргинальность в официозном СССР. Больше ничего общего - не было. Столько же общего, сколько с Юлианом Семёновым, сыгравшим эпизод в "Солярисе". Советский, категорически разнородный "underground" был разнороден хлеще, чем подполье "выродков" на Саракше (откуда и списано). Тарковский = православный, а до какой степени это - диагноз, даже я осознал в последние лет 10 (в т.ч. попытавшись с православной пожить)...
Стругацкие с самого начала отражали (во многом - формировали) мировоззрение "советской интеллигенции", европеизаторов евроазиатского пространства. Им удалось создать весьма убедительную утопию, которая ещё неоднократно "выстрелит". Стругацким ещё предстоит реннесанс.
Лем же окончательно - "фантаст для академиков". В каковом качестве будет медленно "продавливаться" в англо-саксонский мир, по мере его обеднения, интеллектуализации и героизации. "Золотого миллиарда" точно не будет. Вопрос в том, будет ли "стальной и непостижимый" (= для остальных по уровню знаний и технологий).
Отлично сказано
 
Ну - звыняй за штампованное...
Аркадия ставлю выше Бориса. (Щас кто-нибудь придёт и напомнит: экс-лейтенант НКВД! А как же? - переводчик на допросах...).
Любой автор пишет больше, чем того хотел (и мог). Ю.М.Лотман называл это "автогенерацией текста". Используя сознание автора, текст пишет сам себя. Булгаков тоже ограниченно понимал: что он такое написал.
Нелюбители "советской интеллигенции" столько раз идейно и биографически себя (конечно) разоблачали, что даже как-то неловко. Впрочем, солидарен здесь с Дм.Быковым. Ничего лучше в экс-СССР (Императорской России тож) - не было, и нет. Все попытки поднимать на щит Столыпиных и Штирлицев - что, ещё разве не иссякли?
 
Ну - звыняй за штампованное...
Аркадия ставлю выше Бориса. (Щас кто-нибудь придёт и напомнит: экс-лейтенант НКВД! А как же? - переводчик на допросах...).
Любой автор пишет больше, чем того хотел (и мог). Ю.М.Лотман называл это "автогенерацией текста". Используя сознание автора, текст пишет сам себя. Булгаков тоже ограниченно понимал: что он такое написал.
Нелюбители "советской интеллигенции" столько раз идейно и биографически себя (конечно) разоблачали, что даже как-то неловко. Впрочем, солидарен здесь с Дм.Быковым. Ничего лучше в экс-СССР (Императорской России тож) - не было, и нет. Все попытки поднимать на щит Столыпиных и Штирлицев - что, ещё разве не иссякли?
Читал и слушал много только по Борису. Ему же жж вели + я общался с одним человеком, который с Борисом лично контачил много перед его смертью. По этому могу только про Бориса говорить.

Яж сам люблю их книги. Но осознал, что перегибали ребята палку. Имели право, но чет мне не нра это
 
Подумал, что отталкивает сейчас в абс. .
это хороший вопрос. лично меня отталкивают две вещи. 1) невыносимая атмосфера совкового учреждения и 2) то, что их утопии расположены в мире после атомной войны, в которой уничтожены страны запада, а коммунизм победил. есть там намёки на это, уже сейчас не помню где.
 
Кстати, был у меня один занятный эпизод. Случайно вышло, что в Комарово на "даче" у аборигенов был. И вот передо мной сидит пожилой советский переводчик пьяненький. Уверяет меня громко, что "победителей не судят" (зацепились про Мак Артура) и кто то по дороге прошел за забором. "Это Борька", говорит, прошел. Похоже, я даже видел Бориса вживую.